Современное состояние проблемы исследования нарушений словесного анализа и синтеза предложений у дошкольников с ОНР
Тема | Современное состояние проблемы исследования нарушений словесного анализа и синтеза предложений у дошкольников с ОНР |
Предмет | Разное |
Вид работы | Курсовая |
Год написания | 2013 |
Оглавление | ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОНР У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5 1.1 Общее недоразвитие речи. Причины. Клиническая характеристика 5 1.2 Особенности вербального мышления детей с общим недоразвитием речи 9 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 13 2.1 Развитие речи в онтогенезе 13 2.2 Характеристика старших дошкольников с ОНР 19 2.3 Особенности речи у дошкольников 23 ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 28 3.1 Направления и содержание поэтапного преодоления ОНР у детей дошкольного возраста 28 3.2 Формирование словообразования 37 ВЫВОДЫ 41 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43 |
Введение |
Современное состояние проблемы исследования нарушений словесного анализа и синтеза предложений у дошкольников с ОНР - Курсовая, Разное
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из острых проблем современной школы становится неуклонное увеличение числа учащихся с устойчивой неуспеваемостью в обучении. Следствием даже незначительного органического повреждения мозга в перинатальный или ранний постнатальный период развития ребенка часто становится нарушение формирования в ней различных функциональных систем. Следствием минимальной мозговой дисфункции может быть задержка психического развития, которая нередко сочетается с нарушениями речи (ФФН, ОНР, дислексией, дисграфией). В дошкольный период у детей С ОНР может наблюдаться недоразвитие фонетико-фонематических процессов, словарного запаса, грамматического строя, навыков связной речи, в школьный период у таких детей отмечаются значительные затруднения в овладении письменной речью, что и вызывает в них часто устойчивую неуспеваемость в обучении. Важной задачей педагогов становится целенаправленное формирование у учащихся с ОНР учебно-познавательной деятельности как ведущей деятельности, что в свою очередь, невозможно без коррекции и развития в них внимания, памяти, мышления, устной и письменной речи. Успешность логокорекционной работы во многом зависит от формирования у детей с ОНР учебно-интеллектуальных умений и навыков (выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, доказывать, обосновывать, запоминать материал с применением для этого наиболее рациональных приемов). Особое внимание уместно уделять формированию у детей умения моделировать, которое включает целый ряд мыслительных операций. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с общим недоразвитием речи. Отклонения и нарушения речевого развития входят в структуру более сложного симптомо-комплекса, негативно отражаясь на усвоении ребенком-логопатом программного материала, формирование его личности, определенным образом влияют на процессы социальной адаптации в целом. Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, педагогам в логопедической группе приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Проблема исследования заключается в развитии речи у старших дошкольников с ОНР. Объект исследования: нарушения словесного анализа и синтеза речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Предметом исследования: особенности речи у дошкольников с ОНР. Итак, цель исследования заключается в анализе теоретических аспектов нарушений речи у детей с ОНР дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: • дать определение общему недоразвитию речи; • определить причины ОНР; • исследовать развитие речи в онтогенезе; • определить направления поэтапного преодоления ОНР у детей дошкольного возраста. Робота состоит из вступления, трех основных глав, выводов и списка используемых источников и литературы. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОНР У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Общее недоразвитие речи. Причины. Клиническая характеристика В 50-60х годах XX в., работая над созданием психолого-педагогической классификацией речевых нарушений, проф. Р.Е.Левина выделила отдельную категорию детей, у которых в той или иной мере оказались несформированными все компоненты речи: фонетика, лексика, грамматика и связная речь. Отклонения в формировании речи, Р.Е.Левина и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.И.Жаренкова и др.), стали рассматривать как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. Детей, у которых отмечалось такое системное недоразвитие речи, стали относить к категории «общее недоразвитие речи». Эта категория детей достаточно полиморфна, но общей их особенностью является стойкое системное недоразвитие речи, которое часто определяет неготовность этих дошкольников к обучению в условиях массовой школы. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это, различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [7,с.15]. Причины возникновения общего недоразвития речи очень многообразны, но с клинической точки зрения наибольшее значение имеет группа общего недоразвития речи, связанная с ранним органическим поражением ЦНС. У детей этой категории в основном наблюдаются остаточные проявления органического поражения центральной нервной системы – минимальная мозговая дисфункция. |
Список литературы |
Список литературы по работе «Современное состояние проблемы исследования нарушений словесного анализа и синтеза предложений у дошкольников с ОНР ».
1. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Просвещение, 1978. – 103 с.
2. Ершова Е.П., Гамерман М.Я. К вопросу рациональной организации логопедической работы в общеобразовательной школе // Дефектология. – 1987. – №2. – С. 50-54. 3. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2004. – 320 с. 4. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. - Европейский фонд образования: ЕФО, 2007. – 345 с. 5. Богуш А,М. Методика обучения детей русскому языку в дошкольных учреждениях: Учеб, пособие, К,: Выща шк,, 1990,- 221 с, 6. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка// Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. науч. тр./ Науч. ред,: А,В,Запорожец„ Т.А,Маркова.- М.: НИИ ОП АПН СССР, 1978,- С.32-36. 7. Веретенникова И.Г. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с речевойпатологией в процессе трудового воспитания: Дис., канд. пед. наук: 13.00.03.- М., 1989.- 161 с. 8. Ветрова В.В. Особенности речи дошкольников в ситуации вербального управления деятельностью// Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания дошкольников: Сборник статей/ Отв. ред. В.А-.Недоспасов.- Душанбе, 1981.- С. 13-ЕЕ. 9. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Кн. длялогопеда.- М.: Просвещение, 1983.-144 с. |
Кол-во страниц | 46 |
Стоимость | 180 UAHгрн. / 750 RUBруб. |
Номер работы | 85846 |
Заполните форму покупки работы